Новости

Международные тенденции развития образования в области ИИ

Крупнейшие страны мира рассматривают искусственный интеллект как одну из областей следующего поколения технологий, которые будут стимулировать экономику. Создаются национальные образовательные стратегии по подготовке высококвалифицированных специалистов в области ИИ и общественному просвещению. Правительства Кореи, США, Китая, Сингапура, Великобритании, Финляндии, стран ЕС реализуют инициативы по обучению ИИ в начальной и средней школе с целью повышения конкурентоспособности государства в области ИИ.
Познакомимся с некоторыми программами, проводимыми в разных странах.

Сингапур

Здесь существуют две программы, связанные с образованием в области ИИ. Инициатива AI4Kids знакомит молодежь в возрасте от 9 до 12 лет с основами ИИ, акцентируя внимание на  “сильное программирование”. 

В рамках программы AISG проходят повышение квалификации учителя школ.

Китай

Министерство образования Китая издало директиву о том, что с 2021 года сотни начальных и средних школ будут проходить курсы по ИИ для развития  информационной грамотности учителей и учеников. Большие данные, виртуальная реальность и технологии искусственного интеллекта должны теперь изучаться в школе. Выпущена серия учебников в 10 томах, по которым ведутся занятия. Также среди дошкольников и учащихся начальной школы поощряется изучение предметов STEM (наука, технология, инженерия и математика).

Южная Корея

Для учителей проводятся программы повышения квалификации в области применения информационных технологий на уроках начальной и средней школы, а также продвинутые курсы по большим данным и машинному обучению с акцентом на программирование, как методе обучения.

Австралия

Следуя общему разделу "Цифровые технологии" австралийской учебной программы, где в целом определяются приобретаемые учащимися разных классов навыки, темы ИИ отображаются в этих рекомендациях, а не разрабатываются как отдельная учебная программа по ИИ.

Программа MOOCS предоставляет коллекцию вводных MOOCS по ИИ для учителей начальной и средней школы и направлена на то, чтобы дать учителям возможность начать преподавать ИИ в школе. В качестве вводного курса программа ориентирована на легкодоступные темы из области машинного обучения.

США

1 января 2021 года введен в действие закон о национальной инициативе в области искусственного интеллекта (DIVISION E, SEC. 5001). 
В рамках реализации инициативы в области ИИ для молодежи AI4K12 в настоящее время разработаны национальные руководства и пособия для начального и среднего образования по ИИ, где большое внимание уделено обучению на основе анализа данных; проблемам, связанным с естественным взаимодействием ИИ с людьми, а также положительному и отрицательному влиянию ИИ на общество. На портале представлены ресурсы для детей и взрослых. В частности, учебное пособие «Практические проекты ИИ», в котором представлены инновационные учебные ресурсы по ИИ для разных классов и предметных областей. 

Широко внедряется обучение ИИ в формате дополнительного образования, например, в летних лагерях. Inspirit AI Scholars - летняя обучающая программа для старшеклассников, разработанная студентами Стэнфордского университета, изучающими различные применения ИИ в таких областях, как нейробиология и регенеративная медицина.

В США работает сообщество практиков, исследователей, разработчиков ресурсов и инструментов, ориентированных на ИИ в образовании. 

Индия

Предмет «Искусственный интеллект» включен в учебную программу страны в качестве  отдельного предмета в 9-11 классах с 2019 года.

Школьники осваивают цифровую грамотность и кодирование с раннего возраста на уроках по искусственному интеллекту и дизайн-мышлению, параллельно активно обучаясь иностранным языкам.

Кроме того, ИИ используется для фиксации успешного освоения различных жизненных навыков ребенка и подготовки целостного табеля успеваемости.

Для устранения дефицита знаний педагогов в области ИИ и развития навыков учащихся реализуется программа National Level Responsible Artificial Intelligence.

В рамках частно-государственного партнёрства компанией Juana Technologies разработаны игровые платформы для широкого обучения школьников основам ИИ.

Европейский союз (ЕС)

В Европейском союзе (ЕС) образование является компетенцией отдельных государств-членов, но запущены и работают следующие инициативы по обучению ИИ:
AI Basis for Schools - включена в Европейскую неделю кода и  направлена на обучение учителей основам ИИ для интеграции ИИ в свои национальные учебные программы.

EDLRIS - в рамках проекта были разработаны мини-курсы по робототехнике и ИИ для базового и продвинутого уровня, разработана система сертификации преподавателей и студентов. 

Elements of AI (EoAI) - пример неформального образования в области ИИ. Эта инициатива предлагает МООК, охватывающий основы ИИ и ориентированный на широкую аудиторию. Сегодня нескольких сотен тысяч пользователей зарегистрировались на платформе проекта.

В настоящее время ведутся работы по разработке комплексного образовательного ресурса по искусственному интеллекту для Европы. На платформе будет предусмотрена возможность повышения квалификации учителей в области ИИ.

Великобритания

В 2021 году советом по искусственному интеллекту Великобритании принята дорожная карта ИИ. Для ее исполнения правительство Великобритании утвердило национальную стратегию искусственного интеллекта (март 2021 года). В дорожной карте уделяется внимание изучению ИИ в школьной программе.

Наблюдаются общемировые тенденции, которые пока можно изучать и оценивать, беря лучшее, но совсем скоро они будут и с нами. Готовимся к встрече!

Аналитический материал подготовлен Утюпиной Галиной Викторовной, заместителем начальника управления цифрового образования ГАУ ДПО НСО НИПкИПРО г.Новосибирска, мастер-тренером программ Intel® AI For Youth и Intel® SFI

При копировании материала просьба указывать авторство и давать ссылку на источник https://ai.mob-edu.ru/tpost/opp03405z1-mezhdunarodnie-tendentsii-razvitiya-obra