Руководитель лаборатории искусственного интеллекта НГПУ (центра компетенций I4U) Борис Александрович Шрайнер рассказал о том, что за первый семестр этого учебного года (2021-2022) 130 студентов из 10 учебных групп смогли пройти обучение по программам Intel® AI for Youth “Технологии искусственного интеллекта для каждого” и Intel® Skills For Innovation (Навыки для инноваций). В завершении курса они разработали и защитили свои проекты по анализу данных, компьютерному зрению, обработке естественного языка. В основе работ - варианты решения актуальных проблем местного и мирового сообщества.
Учащимся предлагались три формата оформления разработок:
- учебный кейс - создание учебных материалов по искусственному интеллекту;
- программный продукт - разработка приложений на основе искусственного интеллекта;
- анализ данных - исследование на основе сбора и оценки информационных массивов.
В этом году популярными темами для проектов студентов являются разработка чат-ботов, голосовых помощников, а также экспертных систем для помощи специалистам в решении конкретных задач из разных отраслей.
В библиотеке проектов Центра Компетенций уже немало материалов, которые можно использовать, развивать, изучать:
- Задания на основе блокнотов Jupyter Notebook по линейной алгебре (работа с векторами и матрицами) для профильных старших школьников (математический профиль) и студентов ВУЗов.
- Занятия для обучения школьников созданию собственных чат ботов (на Python или с помощью существующих платформ); новых навыков голосовых помощников (например, для Алисы); занятия по различным направлениям ИИ.
- Голосовой помощник с большой базой ключевых фраз (>3000), который может быть использован, в частности, в качестве терминала, оперативно предоставляющего нужную информацию абитуриентам и студентам ВУЗа.
- Чат боты в Telegram®, помогающие извлекать данные из различных тематических баз данных, проводящие опросы, викторины и прочие интеллектуальные игры, собирающие статистику по различным темам, в том числе, по ИИ.
- Приложение для трейдера по визуализации и анализу нужных для принятия решения данных с площадки.
Многие из студенческих работ участвовали во II Конкурсе творческих проектов Intel® AI for Youth “Технологии искусственного интеллекта для каждого”. Четыре из них заняли призовые места. Также двое преподавателей НГПУ стали победителями этого Конкурса с авторскими образовательными кейсами.
Подводя итоги обучения за полугодие, студенты отмечают ценные практики в сфере искусственного интеллекта, которые они получили и теперь смогут использовать в своей профессиональной деятельности.
Преподаватели центра компетенции НГПУ планируют обобщить полученный опыт в вопросах методики обучения студентов и руководства их итоговыми проектами, что позволит в дальнейшем поднимать планку практикоориентированных разработок по искусственному интеллекту.