Новости

“Нереальное кино”: занятия для началки от студентов СГСПУ

Студентки 3 курса ФГБОУ ВО "Самарский государственный социально-педагогический университет” - Донкеева Мария, Трунова Юлия и Фролова Юлия - победили на Конкурсе творческих проектов Intel® AI for Youth “Технологии искусственного интеллекта для каждого” с кейсом “Нереальное кино". Они представили детально проработанное занятие модуля “ИИ в искусстве” из программы внеурочной деятельности для учащихся 3-4 классов “НЕВОЗМОЖНОЕ - ВОЗМОЖНО!”, цель которой познакомить младших школьников с возможностями сервисов, основанных на технологиях искусственного интеллекта. Содержание кейса, планируемые виды деятельности и используемые сервисы погружают школьников в мир киноиндустрии, который становится все более интеллектуальным. Обучающиеся пробуют себя в роли автора сценария, режиссера, маркетолога. Узнаем об этом подробнее.

А какие еще занятия входят в модуль “ИИ в искусстве”?

  • В модуль “ИИ в искусстве” входят занятия “Интеллектуальная галерея” и “ИИ-музыка звучит”. Это работы наших однокурсников. Мы работали всей группой. Очень хотелось раскрыть разные грани применения технологий искусственного интеллекта, привлечь внимание младших школьников  не только к традиционно технологическим решениям (беспилотным автомобилям, робототехническим комплексам, системам компьютерного зрения и т.п.), но и к сфере искусства, к социальной сфере, включая образование. 

Как вы сами понимаете фразу “Нереальное кино”? Какие ответы ребят на занятии вас поразили/рассмешили/заставили задуматься/понравились?

  • Юлия Фролова: “В нашем случае, нереальное кино - это кино, созданное с помощью искусственного интеллекта. Но есть и другой смысл, который мы вложили в название нашего проекта. Вель на сленге “нереальное” - это что-то крутое! Мы имели в виду именно технологический аспект, который заставил бы удивиться возможностям человеческого и, как следствие, искусственного интеллекта”.

  • Мария Донкеева: “Мне понравился ответ “это кино, которое снято с помощью чего-то нереального, запредельного  по сложности, но с участием интеллекта человека”. Мы будем рады, если школьники задумаются о том, что искусственный интеллект - продукт интеллекта человека”.

  • Юлия Трунова: “Рассмешили ответы: “то, чего не существует”, “это что-то крутое, такое, прям “вау!”, со спецэффектами”, “это кино, которое снял робот”. Эти детские высказывания не очень далеки от истины. Общее мнение:  “очень интересное”, “что-то необычное””.

Мы привыкли знакомиться с темой постепенно, пошагово, нет ли здесь опасности: дети еще не понимают в целом "про искусство", а им уже говорят про ИИ в нем? 

  • Юлия Трунова: “Модуль “ИИ в искусстве” начинается с первой вводной темы про искусство в целом. Да и вообще, с самого детства ребенка окружает искусство. В раннем возрасте это колыбельная мамы, мультфильмы и сказки, песни, стихотворения. В начальной школе - уроки музыки, рисования, литературного чтения и т.д. Поэтому мы считаем, что дети имеют представления об искусстве с самого раннего возраста, и внедрение такой внеурочной программы будет способствовать расширению их кругозора”.

  • Мария Донкеева: “И мы рады, что не ошиблись. Сейчас в федеральном реестре образовательных программ появилась программа курса «Знакомство с искусственным интеллектом» (3-4 классы). В нее также, наряду с темами “Компьютерное зрение”, “Голосовые помощники” и т.п., включена тема “Машинное обучение в искусстве””.

Школьники - генераторы идей. Но им показывают, как ИИ может, обработав информационный массив, выдать новые логотипы, музыку, визуал. Просто собрать датасет и на выходе ты получишь нечто «новое» - и не надо напрягаться. Правильно ли это, на ваш взгляд?

  • Юлия Фролова: “Думаю, что выражу общее мнение. Мы считаем, что “творчество не убьешь”! Даже при использовании ИИ дети и взрослые прилагают определенные усилия. Безусловно, искусственный интеллект упрощает процесс работы, но выбор всегда остается за человеком. Например, работая с приложением  Infinite Patterns*, школьникам предлагается побыть в роли дизайнеров по созданию шаблонных композиций. Да, это приложение использует простые нейронные сети, которые формируют различные паттерны, НО… Выбор остается за учащимся! И в данном случае дизайнерское решение тоже”.

Когда вы были в 3-4 классе, какие фильмы вам нравились и почему?

  • Юлия Трунова: “Много раз смотрела в детстве фильм Стивена Спилберга “Искусственный разум”. До сих пор могу включить и пересмотреть, каждый раз нахожу и подчеркиваю для себя что-то новое. Когда была маленькая, мне было очень жалко прототип робота-ребенка по имени Дэвид, его история меня очень трогала”. 

  • Мария Донкеева: “Мне всегда нравились фильмы про любовь, например: “Титаник”. Да-да, с самого детства я смотрела этот фильм, но каждый раз он открывается для меня по-новому”.

  • Юлия Фролова: “Моим фаворитом был фильм “Пираты Карибского моря”. Всегда смотрели его с папой. Кто же не любит фильмы про пиратов и путешествия”.

А вы сами снимаете фильмы/клипы/сторис? Какими инструментами вы пользуетесь при оформлении? 

  • Юлия Трунова: “Сторис и клипы иногда бывают в моей ленте в Instagram*. Я использую программы для обработки публикаций: Snapseed*, VSCO*, Adobe Photoshop Express*, PicsArt*, Splice*. По большей части я использую фильтры и фото-видеоредакторы”.

  • Мария Донкеева: “Когда я училась в школе и ездила в лагеря, то постоянно монтировала видео из поездок, пользуясь приложениями InShot*, Splice* и Videoleap*”. 

  • Юлия Фролова:  “Иногда снимаю семейные видео, сторис тоже бывает, но очень редко, пользуясь приложениями Movavi*, VEGAS Pro*, InShot*. Все они есть в свободном доступе, есть платный контент, но нам, студентам, хватает и бесплатного доступа”.

Как организовалась и работала ваша команда? Втроем было проще работать? Как были распределены обязанности? 

  • Мария Донкеева: “Мы начали общаться еще на первом курсе. Мы разные, но хорошо дополняем друг друга. И вот, на 3 курсе, мы столкнулись с такой дисциплиной: “Информатика и информационно-коммуникационные технологии в начальной школе”, в рамках которой нужно было создать проект, посвященный ИИ.

Втроем было проще работать, так как в ходе общения и обсуждения у каждой из нас появлялись интересные и креативные идеи, которые в последующем мы корректировали, дополняли, совершенствовали.

Как такового распределения не было, мы созванивались в Teams* и совместно выполняли каждый этап проекта”. 

У вас очень интересная рефлексия после занятия. Какие тенденции можно проследить в ответах ребят?

  • Учащимся нравится работать в команде: с драйвом, эмоциями и обязательно результативно. Они постоянно выделяют этот момент. И даже в ответ на вопрос “Назовите 3 момента, где ты бы похвалил себя за них сам…” почти все ребята хвалят не только себя, но и свою команду. 

  • Для многих в ходе занятия совершаются впечатляющие открытия: например, что фильм “Король Лев” создан на основе ИИ.

  • И главное для нас, что ребята готовы продолжать работу: “Я хочу дома создать свое кино и потом показать одноклассникам”, - подобные ответы - лучший итог работы. 

Спасибо за интервью! Будем ждать рассказа о новых занятиях и новостей о следующих успехах!