Новости

Преподаватели - победители Конкурса

Борис Александрович Шрайнер (Новосибирск, НГПУ)  - один из двух победителей Конкурса среди преподавателей с учебным кейсом "Создание мемов с помощью OpenCV".

Кратко о проекте. На занятиях со школьниками изучается на самом начальном уровне библиотека OpenCV как база для дальнейшего её использования в компьютерном зрении. Работа ведётся в сборке Python Anaconda. Как правило, уровень ребят разный: кто-то делает первые шаги, а кто-то уже неплохо программирует. Но тема мемов интересна всем подросткам - это возможность не только научиться, но выразить себя. Поэтому занятия Бориса Александровича построены как творческие модули:
  • из блокнота Jupyter Notebook запускается и редактируется готовый код;
  • применяются фильтры (градации серого, HSV и прочие);
  • обсуждается природа цвета и представление изображения как 3-х мерной матрицы (3 цветовых плоскости);
  • используются операции по извлечению части/вставки внутрь другого изображения, отражение и повороты, арифметические операций к цветам (библиотека Numpy);
  • размещается текст и рамки/окружности;
  • применяются эффекты движения объектов на изображении, а также фильтры с изменяемым параметрами для получения эффекта мультипликации.

Важным результатом, по словам преподавателя, является ощущение понимания у учащихся природы работы с изображениями для дальнейших экспериментов в области компьютерного зрения.

“Создавать мемы по шаблону достаточно просто, - поделился с нами своим опытом Борис Александрович, - скачивай картинку и экспериментируй. В этом случае не обязательно хорошо уметь программировать, нужно просто разобраться, что значит каждый фрагмент кода и как нужно его поменять, чтобы получить нужный результат. Некоторые ребята переписывают код или дорабатывают его в других средах разработки.

Этот учебный кейс был проведен не раз как с учащимися 12-18 лет, так и со студентами: независимо от возраста - всем было интересно. 

Развитием этой темы является создание видео мемов, где изображение может забираться с веб-камеры и генерироваться в реальном времени.
В дальнейшем занятия так или иначе касаются темы машинного обучения, проводятся эксперименты по обучению нейросети различной конфигурации и типов. Например, может ставится задача определения дня или ночи на изображении. Я уж не говорю о типовых учебных задачах по определению кошек или собак на картинках.

Обязательно затрагивается тема использования уже готовой обученной модели, которую можно скачать и применять в своём проекте. Например, модели, которые позволяют находить людей, конкретные лица или определенные части лица на изображении. 

...Тема искусственного интеллекта - это то, что меня более всего интересует в данный момент, и именно этому я хотел бы научить современных детей. Причем, в общем контексте взаимосвязанных областей. Ведь на таких занятиях изучаются математика, физика, биология, литература, основы дизайна, программирование. Я считаю, что после моих уроков ученики должны уйти немного другими людьми, чтобы они что-то новое ощутили, поняли, осознали. Скучные занятия вести не хочу”.


Пожелаем Борису Александровичу и его талантливым ученикам не останавливаться на уже достигнутом и двигаться вперед, к новым победам!