Новости

Образовательные кейсы Intel в обучении русскому языку

Курсовая работа “Образовательные кейсы Intel в обучении русскому языку: методика работы” была успешно защищена студенткой 5 курса заочного отделения филологического факультета Самарского государственного социально-педагогического университета, учителем русского языка и литературы в МБОУ “Школа № 72" городского округа Самара, Олесей Сергеевной Юртайкиной (руководитель: к.п.н., доцент кафедры русского языка, культуры речи и методики их преподавания Юлия Алексеевна Белкина) по дисциплине “Методика обучения русскому языку”.

Тема работы родилась в ходе участия команды СГСПУ “Педсовет” в образовательном онлайн марафоне “Будущее с искусственным интеллектом доступно каждому” в сентябре 2021 года.

Олеся Сергеевна Юртайкина провела серию занятий по русскому языку в 5, 7 и 9 классах своей школы, основываясь на кейсах программы Intel® Skills for Innovation (Навыки для инноваций): 
1. “Ролевые игры с использованием искусственного интеллекта”.
2. “Фейковые новости”.
3. “Диалог Леди Макбет”.
4. “Пафос, Логос и Этос”.

Кейс №1 “Ролевые игры с использованием искусственного интеллекта”. Представленный кейс ориентирован на обучающихся 9 класса и повторение изученного материала по видам сложных, простых предложений, а также на отработку умений создавать тексты разных стилей. В данном случае ролевая игра поможет смоделировать отношения журналиста и редактора или корреспондента, который пишет для него текст. Если текст будет иметь другой стиль, то журналист не сможет понять то, что хотел донести автор. Кейс предполагает наличие проблемных вопросов, ответы на которые развивают умение профессионально вести дискуссию.

Кейс №2  “Фейковые новости”. Изучение новостных заметок становится началом большого и важного разговора, цель которого - развитие критического мышления и аналитических подходов к информации. В работе используются алгоритмы обработки естественного языка.

Кейс №3 “Диалог Леди Макбет” научит школьников созданию чат-ботов, которые будут реагировать на команды в соответствии с проведенным анализом литературных персонажей. Таким образом, у школьников появится возможность не только глубже познакомиться с литературным произведением, но и, например, окунуться в атмосферу языковой личности того времени, с кем ведется диалог в чат-боте. 

Кейс №4 “Пафос, Логос и Этос” позволяет в рамках урока научиться анализировать методы убеждения, используемые в рекламе, и создавать чат-боты, способные определять примеры пафоса, логоса и этоса. Это может быть полезно как при изучении стилей речи, так и при знакомстве с таким понятием, как “социолингвистика”. Реклама работает на разные целевые аудитории. В связи с этим возникает необходимость использования различного рода языковых приемов, которые будут соответствовать социальной группе, ее языковым и культурным особенностям.

Олеся Сергеевна поделилась своими впечатлениями от проведенных занятий: “Детям очень интересно, так как совместно с искусственным интеллектом они решают учебные задачи. Ещё несомненным плюсом является обучение навыкам критического мышления и самостоятельного принятия решений. Мне кажется, это выход за рамки той механической работы “по графику”, которая стала привычной. Это что-то новое, увлекательное, это рабочая атмосфера, в которой удобно работать как группам, так и отдельным учащимся”.