Новости

Снова учимся

Завершился цикл тренингов для команд новых Центров компетенций программы Intel® AI for Youth «Технологии искусственного интеллекта для каждого». 74 участников из 19 учебных заведений представили 39 проектов: 16 групповых и 23 индивидуальных.


В защите выпускных проектов приняли участие команды следующих образовательных учреждений:

Алтайский государственный университет 
Благовещенский государственный педагогический университет 
Волгоградский социально педагогический университет 
Калининградский областной институт развития образования 
Кемеровский государственный университет / ГАУДО КО РЦВПРС и ТДМ «Сириус. Кузбасс»
Мордовский ГУ, ДНК им. академика Е.М. Дианова 
Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (Княгининский университет)
ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» 
ФГБОУ ВО Новосибирский государственный педагогический университет
Оренбургский государственный университет 
РГГУ им. А.И. Герцена 
ФГБОУ ВО Самарский государственный социально-педагогический университет 
Самарский государственный технический университет 
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники 
МАОУ "Гимназия №23 г. Челябинска"
Южный федеральный университет 
IT куб Ижевска

Рассматривались все области применения ИИ: наука о данных, компьютерное зрение, обработка естественного языка.

Тематика проектов - от решения глобальных проблем до помощи местному сообществу, от волонтерских до бизнес задач. 
ИИ доверяют автоматизацию административной работы и предотвращение профессионального выгорания, оперативный семантический анализ и мониторинг, распознавание конкретных действий и тренировку навыков, слежение за порядком и анализ инвестиций, дистанционное картографирование и формирование образовательных траекторий, тьюторство и обучение. 

Слово выпускникам курса:
Ягелло Андрей Александрович, старший преподаватель кафедры Информатики и МПИ Благовещенского государственного педагогического университета: “Преподаю “Основы искусственного интеллекта” на кафедре. В основном изучаем алгоритмы и практику их реализации на языках высокого уровня, например, Java*. Реализуем архитектуры нейросетей, эволюционные алгоритмы, мультиагентные системы, различные оптимизационные алгоритмы. 
 
На тренинге я изучил новую для себя область обработки естественного языка, выполнил полезные практические задания. Продвинулся в разработке авторского проекта, посвященного предиктивной аналитике. Подробнее изучил библиотечные реализации алгоритмов линейной регрессии, Random Forest и MLP (архитектура рекуррентной нейронной сети).
 
Самым трудным был заключительный проект, но и самым полезным тоже. Возможность живого общения с преподавателями позволяет увереннее продвигаться к своим целям”.

Поначугин Александр Викторович, канд.экон.наук., доцент Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина: “Курс построен логично, был подробный разбор тем. Может быть использован на разных направлениях подготовки бакалавров и специалистов, и даже разных уровнях образования (школа, колледжи)”. 

Шухман Александр Евгеньевич, зав. кафедрой геометрии и компьютерных
наук Оренбургского государственного университета: “Все представители нашего университета уже были хорошо знакомы с технологиями ИИ, потому что мы применяем их в научных исследованиях. Но нас очень заинтересовали методические подходы разработчиков курса Intel, которые дают возможность рассказывать широкому кругу учащихся о сложных понятиях простым языком. Особенность курса - большая роль самостоятельной проектной работы, возможность получить реальные результаты применения изученных технологий. Особое внимание уделяется мотивации учащихся. Наш проект в области обработки естественных языков был не очень сложным, но надо было подготовить собственный набор данных, а потом сделать готовый прототип для демонстрации технологий классификации текстов”.

Интересные обсуждения вызвали проекты, связанные с использованием чат-ботов:
  • Анализатор постов для групп по фудшерингу с использованием чат-бота (групповой проект Самарского государственного технического университета)
  • Чат-бот “Мероприятия для студентов” (групповой проект Мининского университета)
  • Авто-теггер материалов лекции (А.Краснова, Княгининский университет)

В области “Наука о данных”: 
  • Программа оценки риска сердечно-сосудистых заболеваний у пациентов с артериальной гипертензией (Е.Каледина, Мордовский ГУ им. Н.П.Огарева)
  • Интеллектуальная система автоматизированной обработки обращений граждан (групповой проект, Южный федеральный университет)
  • Интеллектуальный анализ образовательных данных и учебная аналитика (Е.Ковалева, РГПУ им. А.И.Герцена)

В области “Компьютерное зрение”:
  • Экологический мониторинг акватории реки Волги на территории Нижегородской области на основе анализа данных о химическом составе воды на разных глубинах с привязкой к геоданным (групповой проект, Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева)
  • Система мониторинга состояния дорог и уборки снега (групповой проект ФГБОУ ВО “Новосибирский государственный педагогический университет”)
  • Распознавание списывания при ДО (Е.Васильев, ФГАОУ ВО “Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского”)

Очень интересные размышления в области “Этика ИИ” вызвали проекты:
  • Определение пола пользователя по его аккаунту в соцсети ВКонтакте* (Т.Колесникова, Кемеровский государственный университет / ГАУДО КО РЦВПРС и ТДМ “Сириус. Кузбасс”)
  • AI-коуч. Сервис для образования (Д.Кулагин, Калининградский областной институт развития образования)
  • Робот-учитель (групповой проект, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники)

Ведущие тренингов отмечают высокую заинтересованность всего курса, актуальность выбранной тематики, тщательную проработку деталей и  ответственный подход к выполнению итогового проекта. 

Сергей Тращенков, преподаватель курса: “Участники не только усваивали учебный материал, но и активно делились своим личным опытом и наработками в области преподавания и реализации технических проектов. Особенно ценно, что знания, полученные в ходе обучения, оказались также полезными для развития научно-исследовательских  и социальных проектов слушателей”. 

Мария Байганова, преподаватель курса: “Результаты работы группы, без преувеличения, привели в восторг. Хочу отметить, что тематика проектов в основном связана с попыткой разработать решение социально значимых проблем, которые волнуют каждого из нас. Важно также и то, что большая часть слушателей не просто предложила идею, но и сделала определенные шаги на пути ее реализации”. 

Брыксина Ольга, преподаватель курса: “Программа компании Intel “Технологии искусственного интеллекта для каждого” очень своевременно пришла в наши образовательные организации - университеты, колледжи, школы, учреждения дополнительного образования детей и взрослых. Проблема проектирования курсов, связанных с развитием технологий искусственного интеллекта, назрела, мы ее уже ощущали… И вот предложено комплексное технологическое и методическое решение. Разработанный на высоком уровне контент теперь доступен  российским педагогам. 
В соответствии с условиями обучения слушатели тренинга прошли все этапы разработки проекта в области искусственного интеллекта, которые в обязательном порядке должны проходить в недалеком будущем их обучающиеся: оценка проблемы, получение и исследование данных, выбор модели и оценивание (прогнозирование) результативности проекта. Это априори было заложено в требованиях к проектам. Именно поэтому работы выглядели очень целостно и убедительно. И, однозначно, это может служить весомым аргументом доказательства того, что все представители Центров компетенций готовы к реализации Программы на самом высоком содержательном и методическом уровне”.

Поздравляем команды и участников с успешным завершением обучения и защитой проектов! Достойной реализации начатого, коллеги!